Как справиться с нарастающим информационным потоком и завоевать статус эксперта в своей области, опираясь на методы корректного мышления и практику Джняна йоги.

 «- Вы думаете, я умный, начитанный человек?
— Конечно, ответил Цзи-гонг.- А разве нет?
— Совсем нет, сказал Конфуций.
— Я просто ухватил одну нить,
которая связывает все остальное»

Мануэль Кастельс

За последние 100 лет скорость транспорта возросла примерно в 102 раз, скорость обработки информации в 106 раз, а систем связи — в 107 (1). Мы становимся свидетелями и участниками перехода к постиндустриальному обществу, или, как его еще называют, обществу информационному. Социолог Мануэль Кастельс сформулировал один из ключевых признаков постиндустриальной модели социума так: «Знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития… Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности»(2).

Иначе говоря, в постиндустриальном обществе главным ресурсом и ценностью становится информация, а в социуме наиболее востребованными становятся специалисты, умеющие корректно и эффективно с ней работать. Успеваем ли мы за этими изменениями? В большинстве своем, увы, нет. Наше отношение к сфере познания продолжает базироваться на установке «быть умным» = «много знать». В памяти сразу встают чудеса эрудиции Александра Друзя, с легкостью отвечающего на вопросы о кавалерах Ордена Пурпурного сердца и знающего на зубок все подвиды шимпанзе. Но при таком подходе сегодня самым умным должен считаться тот, у кого шире канал связи, и кто быстрее умеет вбивать слова в поисковик. Мгновенный доступ к практически любым данным поменял саму суть нашего взаимодействия с информацией, и не учитывать это как минимум неосмотрительно. Так, в конце прошлого века была сформулирована проблема «функциональной неграмотности»: явления, при котором человек, умеющий читать и писать, не способен осмысливать текст, делать выводы и может выполнять только простейшую рутинную работу. Число людей, попадающих под это определение, постоянно растет, и по различным оценкам колеблется от 40 до 75 процентов населения стран Золотого миллиарда(3).

Почему же шаговая доступность энциклопедий и открытые курсы ведущих ВУЗов мира не делают нас интеллектуально богаче, квалифицированнее, умнее?

02

Как и любое глобальное явление, этот вопрос можно рассматривать с разных позиций, чем и занимаются сегодня социологи, психологи и даже нейрофизиологи, но наша задача в рамках данной статьи взглянуть на те причины, с которыми мы можем работать «здесь и сейчас».

  • Информационная перегрузка. Количество информации, с которым взаимодействует человек, превышает его объективную способность эту информацию не только обработать, но даже воспринять. Человек перестает различать в потоке данных «полезную» информацию, т.е. ту, что нужна для решения его актуальных задач и обеспечения его жизнедеятельности.

В электронном ящике 16 новых писем, из них 2 важных и 10 очень важных, параллельно звонит телефон,  мобильный сигналит о новом смс-сообщении, по телевизору диктор со скоростью 250 слов в минуту читает новости. О, чуть не забыли о соц.сетях, там же десяток уведомлений.

  • Стремление к поддержанию образа «умного и осведомленного» человека. Не знать что-то или не ориентироваться в определенной сфере жизни воспринимается как нечто зазорное, что нужно скрыть или замаскировать за общими фактами или отдельными сведениями о предмете. Данное стремление вполне понятно и объяснимо, для человека естественно желание занимать более высокое место в социуме, и, если критерием успешности является владение информацией, то человек будет стараться выглядеть «знающим». Но проблема заключается в том, что систематический процесс интеллектуальной маскировки становится привычным, постепенно заменяя истинные знания их имитацией, набором пустотных категорий. Человек превращается в посредника между Википедией и собеседником, а количество пропущенной информации никак не меняет фундаментальных познаний самого человека и не расширяет круг его функциональных возможностей.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, сколько раз за последние 3 месяца вы что-либо гуглили, и что из этой информации осталось в багаже вашей долгосрочной памяти.

  • Отсутствие навыков по обработке информации. Человека, работающего с информацией, можно сравнить с грибником. А хороший грибник это не тот, кто способен максимально быстро наполнить корзину, а тот, кто знает, где искать нужный гриб, как не спутать его с поганкой, как распознать червивый, и, главное, что потом с этими грибами делать.

В закладках вашего браузера несколько десятков важных и ценных ссылок, в телефонной книге десятки ничего не значащих имен, а в планах на ближайшее полугодие купить стопку книг из списка «100 самых важных книг года».

Страх упустить нужную вам информацию, помноженный на колоссальную интенсивность информационного потока нас окружающего, может превратить человека в новую версию Плюшкина. Зацикленность на сборе данных уводит нас от таких фундаментальных этапов, как осмысление, анализ и применение в жизни каких-либо знаний.

Future

Возможно, Агитпроп будущего создаст емкие и лаконичные наставления для  работников интеллектуального труда, и над каждым монитором займет почетное место плакат в духе «Мойте руки перед едой», заточенный под новые реалии. Но пока мы с вами самостоятельно ищем новые формы и создаем свои стратегии жизни в информационном обществе. Итак, на что следует обратить внимание:

Информационная гигиена. По аналогии с привычкой чистить зубы и не есть просроченные продукты, стоит задуматься о качестве, количестве и уместности той информации, с которой вы ежедневно взаимодействуете. Ресурс человеческого внимания и познавательной способности велик, но ограничен. И как бы ни тешили нас предположения о 4% используемого мозга, человек не может сохранять адекватное и эффективное мышление, постоянно находясь в потоке информационного шума. Следите за тем, что вы читаете, слушаете и смотрите в течение дня, задавайте себе вопрос «зачем мне эта информация?», и, по завету  Великого Сыщика, безжалостно избавляйтесь от всего ненужного, концентрируясь на основной задаче.

В процессе поиска стоит выработать привычку еще до обращения к внешнему источнику информации (будь то книга или интернет) доактуализировать личный багаж имеющихся знаний по данному вопросу, опираясь на который выделить область неизвестного, тезис, требующий дополнительного исследования. На следующем этапе сформулируйте и выпишите конкретный вопрос, который придаст целенаправленность вашему плаванию в информационном океане, выделите временной отрезок и наметьте «глубину погружения». Наиболее продуктивна и информативна работа с первоисточниками, данными статистики официальных сайтов, научными материалами.

Корректное мышление. Как уже упоминалось ранее, навык корректно работать с данными критически важен для всех, кто хочет быть не только потребителем информационного рынка, но и его активным участником. Изучение любой дисциплины, будь то физика или виноделие предполагает, что человек умеет анализировать данные, строить причинно-следственные связи и искать в своих суждениях ошибки и слабые места. Но все перечисленное является специальным навыком, которому можно и нужно учиться.

Законы формальной логики, правила определения содержания и объема понятий, принципы корректного мышления и аргументации, критерии истинности и научности знания, базовые методы научных исследований станут не только залогом активной позиции на информационном рынке, но и помогут сформировать статус эксперта в своей области. Равно как и умение распознавать манипулятивные уловки, противодействовать приемам черной риторики, анализировать дискурсивные основания высказываний, выходить в метаконтекст по отношению к позиции автора поможет отделить зерна от плевел в информационном поле.

Рефлексия процесса мышления. Этот пункт указан последним не из-за меньшей значимости, а для того, чтобы обратить на него особое внимание. По сути, он является основой, отправной точкой для всех, кто стремиться найти комфортное и устойчивое положение в мире информационных потоков, океанов и штормов.

Наблюдение  за тем, о чем вы думаете, почему приходите к тем выводам, к которым приходите, анализ своих собственных ошибок и открытий – все это бесценный материал и подспорье для работы над собой. Как замечает Президент Украинской Федерации Йоги Андрей Григорьевич Сафронов, рефлексия мышления – это способность не только отслеживать методологию мышления, в том числе своего, однако и корректировать стиль мышления под конкретную задачу(4).

Уважаемый читатель справедливо спросит: «Причем же здесь Джняна йога?!». Дело в том, что именно это направление йоги, именуемое «путем знания» отвечает за наработку вышеупомянутых умений и навыков, а также предлагает методологию работы с мироощущением и мировоззрением, решая важнейшую задачу на пути духовного развития – согласование мировоззрения и реальной жизни человека. Как указано в Шандилья упанишаде джняна – это один из базовых принципов развития, предполагающий всестороннее исследование(5), тщательное осмысление причин, приводящих к потере внутренней целостности на уровне работы с ментальным телом человека — его ценностными убеждениями, установками, категориальным аппаратом, метафорами и дискурсивными конструкциями, влияющими на когнитивные структуры личности.

Глобальность и величие йоги состоит в том, что принципы развития, предложенные этим древнейшим учением, являются настолько глубокими и базовыми, что могут быть проявлены в любую эпоху согласно требованиям современности и решаемым задачам. Так, опыт тренингов, проведенных в рамках Украинской Федерации Йоги по развитию корректного мышления позволил разработать методологию, основанную на принципах Джняна йоги для успешной работы с современными задачами, возникающими при работе с информационными потоками —  такими как «твиттеризация» мышления, вездесущая прокрастинация, дискурсивные редукции, манипуляции сознанием, приемы черной риторики и т.п. Джняна йога, оперируя энергетической языковой картиной предлагает углубляться в изучение более сложных закономерностей о Мире, опираясь на научные подходы и исследования, оттачивать категориальный аппарат, устраняя пустотные категории, отслеживать смену дискурсивных артикуляций, работать с энергетическими оттоками методом осмысления сути дискомфортных ситуаций в метаконтексте.

03

Медитативные практики Джняна йоги, такие как аналитическая медитация, нети медитация, медитация на вспоминание, рефлексию оттоков энергии и другие позволяют наработать умение долго удерживать концентрацию внимания на заданной интеллектуальной задаче, оставаясь максимально продуктивным.

В заключение хотелось бы вспомнить слова Стивена Хокинга, о том, что худшим врагом знания является не его отсутствие, а иллюзия наличия знания(6). Процесс познания бесконечен и увлекателен. Для того, чтобы не утонуть в информационном океане, избежать попадания в ловушку упрощенных представлений о Мире, стоит соблюдать информационную гигиену, принципы корректного мышления, а также обучаться рефлексии стиля и методологии мышления.

Практика Джняна йоги, «путь знания» позволяет разглядеть истинную природу вещей и красоту мироздания, рассекая острым мечом отточенного мышления завесу иллюзорного упрощенного мировосприятия. Как отмечал Рамачарака: «Одинаково полезно изучить и мудрость «Джняна йоги», чтобы понимать изумительные истины, лежащие в основе жизни и постигнуть науку Бытия» (7).

Татьяна Нестеренко, инструктор Украинской федерации йоги .

______________________________________________________

Литература:

1) Лисичкин В.А., Шелепин Л.A. «Третья мировая информационно-психологическая война», 1999 г.

2) Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», 2001 г.

3) Сокологорская Д. «Функциональная неграмотность»

4) Сафронов А.Г. «Йога. Физиология, психосоматика, биоэнергетика», 2008 г.

5) Сафронов А.Г. «Несколько слов в тему из Шандилья упанишады» // Блог — Йога сутра: комментарий современного практика

6) Правила жизни – Стивен Хокинг 

7) Рамачарака «Джняна-йога»

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Add to favorites
  • email
  • RSS
  • Одноклассники
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • Яндекс.Закладки