Как справиться с нарастающим информационным потоком и завоевать статус эксперта в своей области, опираясь на методы корректного мышления и практику Джняна йоги.

— Вы думаете, я умный, начитанный человек?

— Конечно, ответил Цзи-гонг. — А разве нет?

— Совсем нет, сказал Конфуций.

— Я просто ухватил одну нить, которая связывает все остальное.

 

    За последние 100 лет скорость транспорта возросла примерно в 102 раз, скорость обработки информации в 106 раз, а систем связи — в 107(1).

    Мы становимся свидетелями и участниками перехода к постиндустриальному обществу, или, как его еще называют, обществу информационному. Социолог Мануэль Кастельс сформулировал один из ключевых признаков постиндустриальной модели социума так: «Знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития… Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности»(2).

    Иначе говоря, в постиндустриальном обществе главным ресурсом и ценностью становится информация, а в социуме наиболее востребованными становятся специалисты, умеющие корректно и эффективно с ней работать. Успеваем ли мы за этими изменениями? В большинстве своем, увы, нет. Наше отношение к сфере познания продолжает базироваться на установке «быть умным» = «много знать». В памяти сразу встают чудеса эрудиции Александра Друзя, с легкостью отвечающего на вопросы о кавалерах Ордена Пурпурного сердца и знающего на зубок все подвиды шимпанзе. Но при таком подходе сегодня самым умным должен считаться тот, у кого шире канал связи, и кто быстрее умеет вбивать слова в поисковик. Мгновенный доступ к практически любым данным поменял саму суть нашего взаимодействия с информацией, и не учитывать это как минимум неосмотрительно. Так, в конце прошлого века была сформулирована проблема «функциональной неграмотности»: явления, при котором человек, умеющий читать и писать, не способен осмысливать текст, делать выводы и может выполнять только простейшую рутинную работу. Число людей, попадающих под это определение, постоянно растет, и по различным оценкам колеблется от 40 до 75 процентов населения стран Золотого миллиарда(3).

    Почему же шаговая доступность энциклопедий и открытые курсы ведущих ВУЗов мира не делают нас интеллектуально богаче, квалифицированнее, умнее?

 

02

 

    Как и любое глобальное явление, этот вопрос можно рассматривать с разных позиций, чем и занимаются сегодня социологи, психологи и даже нейрофизиологи, но наша задача в рамках данной статьи взглянуть на те причины, с которыми мы можем работать «здесь и сейчас».

  • Информационная перегрузка.

    Количество информации, с которым взаимодействует человек, превышает его объективную способность эту информацию не только обработать, но даже воспринять. Человек перестает различать в потоке данных «полезную» информацию, т.е. ту, что нужна для решения его актуальных задач и обеспечения его жизнедеятельности.

    В электронном ящике 16 новых писем, из них 2 важных и 10 очень важных, параллельно звонит телефон,  мобильный сигналит о новом смс-сообщении, по телевизору диктор со скоростью 250 слов в минуту читает новости. О, чуть не забыли о соц.сетях, там же десяток уведомлений.

  • Стремление к поддержанию образа «умного и осведомленного» человека.

    Не знать что-то или не ориентироваться в определенной сфере жизни воспринимается как нечто зазорное, что нужно скрыть или замаскировать за общими фактами или отдельными сведениями о предмете. Данное стремление вполне понятно и объяснимо, для человека естественно желание занимать более высокое место в социуме, и, если критерием успешности является владение информацией, то человек будет стараться выглядеть «знающим». Но проблема заключается в том, что систематический процесс интеллектуальной маскировки становится привычным, постепенно заменяя истинные знания их имитацией, набором пустотных категорий. Человек превращается в посредника между Википедией и собеседником, а количество пропущенной информации никак не меняет фундаментальных познаний самого человека и не расширяет круг его функциональных возможностей.

    Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, сколько раз за последние 3 месяца вы что-либо гуглили, и что из этой информации осталось в багаже вашей долгосрочной памяти.

  • Отсутствие навыков по обработке информации.

    Человека, работающего с информацией, можно сравнить с грибником. А хороший грибник это не тот, кто способен максимально быстро наполнить корзину, а тот, кто знает, где искать нужный гриб, как не спутать его с поганкой, как распознать червивый, и, главное, что потом с этими грибами делать.

    В закладках вашего браузера несколько десятков важных и ценных ссылок, в телефонной книге десятки ничего не значащих имен, а в планах на ближайшее полугодие купить стопку книг из списка «100 самых важных книг года».

    Страх упустить нужную вам информацию, помноженный на колоссальную интенсивность информационного потока нас окружающего, может превратить человека в новую версию Плюшкина. Зацикленность на сборе данных уводит нас от таких фундаментальных этапов, как осмысление, анализ и применение в жизни каких-либо знаний.

Future

 

    Возможно, Агитпроп будущего создаст емкие и лаконичные наставления для  работников интеллектуального труда, и над каждым монитором займет почетное место плакат в духе «Мойте руки перед едой», заточенный под новые реалии. Но пока мы с вами самостоятельно ищем новые формы и создаем свои стратегии жизни в информационном обществе. Итак, на что следует обратить внимание:

    Уважаемый читатель справедливо спросит: «Причем же здесь Джняна йога?!». Дело в том, что именно это направление йоги, именуемое «путем знания» отвечает за наработку вышеупомянутых умений и навыков, а также предлагает методологию работы с мироощущением и мировоззрением, решая важнейшую задачу на пути духовного развития – согласование мировоззрения и реальной жизни человека. Как указано в Шандилья упанишаде джняна – это один из базовых принципов развития, предполагающий всестороннее исследование (5), тщательное осмысление причин, приводящих к потере внутренней целостности на уровне работы с ментальным телом человека — его ценностными убеждениями, установками, категориальным аппаратом, метафорами и дискурсивными конструкциями, влияющими на когнитивные структуры личности.

    Глобальность и величие йоги состоит в том, что принципы развития, предложенные этим древнейшим учением, являются настолько глубокими и базовыми, что могут быть проявлены в любую эпоху согласно требованиям современности и решаемым задачам. Так, опыт тренингов, проведенных в рамках Украинской Федерации Йоги по развитию корректного мышления позволил разработать методологию, основанную на принципах Джняна йоги для успешной работы с современными задачами, возникающими при работе с информационными потоками —  такими как «твиттеризация» мышления, вездесущая прокрастинация, дискурсивные редукции, манипуляции сознанием, приемы черной риторики и т.п. Джняна йога, оперируя энергетической языковой картиной предлагает углубляться в изучение более сложных закономерностей о Мире, опираясь на научные подходы и исследования, оттачивать категориальный аппарат, устраняя пустотные категории, отслеживать смену дискурсивных артикуляций, работать с энергетическими оттоками методом осмысления сути дискомфортных ситуаций в метаконтексте.

03

    Медитативные практики Джняна йоги, такие как аналитическая медитация, нети медитация, медитация на вспоминание, рефлексию оттоков энергии и другие позволяют наработать умение долго удерживать концентрацию внимания на заданной интеллектуальной задаче, оставаясь максимально продуктивным.

    В заключение хотелось бы вспомнить слова Стивена Хокинга, о том, что худшим врагом знания является не его отсутствие, а иллюзия наличия знания(6). Процесс познания бесконечен и увлекателен. Для того, чтобы не утонуть в информационном океане, избежать попадания в ловушку упрощенных представлений о Мире, стоит соблюдать информационную гигиену, принципы корректного мышления, а также обучаться рефлексии стиля и методологии мышления.

    Практика Джняна йоги, «путь знания» позволяет разглядеть истинную природу вещей и красоту мироздания, рассекая острым мечом отточенного мышления завесу иллюзорного упрощенного мировосприятия. Как отмечал Рамачарака: «Одинаково полезно изучить и мудрость «Джняна йоги», чтобы понимать изумительные истины, лежащие в основе жизни и постигнуть науку Бытия»(7).